Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
г.Рыбинск, Ярославская область, проспект Революции, 28

Доступная среда
Можно выбрать подраздел:
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги стали лучше осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Возникла потребность в инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 г., пункт 27 статьи 2 звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. ст.5 п.1 того же закона).

Сайт государственной программы РФ «Доступная среда»

Приказ № 1309 от 09.11.2015 г. "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования..."

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 г. № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация мероприятий позволит сделать среду детского сада доступной для всех. Политика дошкольного учреждения обеспечивает создание условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения и оказание необходимой помощи данной категории граждан.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 »

План мероприятий по поэтапному повышению доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг »

Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг в сфере образования »

В детском саду № 115 созданы условия для работы с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ; функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 2023 — 2024 учебном году группы компенсирующей направленности посещают 29 детей 4 — 7 лет на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, 4 ребенка — инвалида.

Форма оказания услуг: очная, с пребыванием с 7.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных (суббота, воскресенье) и нерабочих праздничных дней.

С детьми работают специалисты: учителя-логопеды Рипская Светлана Николаевна и Горбачева Татьяна Анатольевна; музыкальные руководители – Корнева Юлия Станиславовна, Кустова Екатерина Александровна; педагог-психолог Киселева Екатерина Михайловна; инструктор по физической культуре — Волков Илья Дмитриевич; воспитатели Голубева Татьяна Евгеньевна, Мичурина Марина Васильевна, Садовник Анастасия Сергеевна, Цветкова Елена Александровна.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

В детском саду № 115 для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами есть кабинет для коррекционной работы, учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурный и музыкальный зал, Центр передвижных пространств, холл 1 этажа.

X закрыть
X закрыть

X закрыть
X закрыть

X закрыть
X закрыть

X закрыть
X закрыть


В групповых ячейках организованы центры для проведения индивидуальных логопедических занятий по коррекции речевых нарушений.
X закрыть
X закрыть


Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
– отсутствует

Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В холле первого этажа оборудовано открытое пространство «Библиотека», которое используется всеми участниками образовательного процесса, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, для организации чтения книг, игр различной направленности, свободной деятельности. Библиотека оснащена оригинальными стеллажами для книг с нишами для чтения и уединения, пуфами, диванами и столами для чтения и рисования.

X закрыть
X закрыть


Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для развития физических качеств и двигательных умений детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в детском саду оборудован спортивный зал, физкультурные уголки в группах, уличная спортивная площадка и большое футбольное поле. В спортивном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные досуги, праздники и развлечения, футбол, индивидуальная работа.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимый для проведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, балансировочная дорожка и полоса препятствий, тоннели с двумя обручами, игровая дорожка «Радуга», игра «Прокати шарик через трубу», игра «Кто быстрее намотает», парашют-юбка детский, стойки для прыжков в высоту, канат для перетягивания, шорты для эстафеты, мешок для прыжков с ручками;
- спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, массажер полусфера, эстафетные палочки, хоккейный набор, кочки объемные, лыжи и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с воспитанниками групп общеразвивающей направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах: кабинет педагога-психолога, музыкальный зал, Центр передвижных пространств, спортивный зал.

X закрыть
X закрыть
X закрыть


Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие (образовательный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности образовательного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления разнообразного познания, и мыслительной деятельности на всех этапах образовательного процесса.

Для организации образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Для оформления рабочей документации учителями-логопедами используется цифровой ресурс «Конструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ», разработанный авторским коллективом Микляевой Н.В., Бобырь Н.А., Куропаткиной Е.А., Сафоновой Е.М.

В детском саду организованы вариативные формы получения дошкольного образования, в том числе кратковременное пребывание для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад в режиме полного дня.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в различных видах детской деятельности.

Материалы и оборудование могут использоваться в разных видах детской деятельности. Спроектированная развивающая предметно – пространственная среда позволяет реализовать адаптированную образовательную программу в полном объеме. В РППС представлены традиционные материалы и материалы, учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. Правильно организованное пространство позволяет проводить образовательную деятельность с группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть игру на ковре, либо на столе.

Дети с ОВЗ пользуются всем образовательным пространством. Кроме того в специально оборудованном кабинете учителя-логопеда имеются специальные пособия, демонстрационный, раздаточный материал для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук; развития артикуляторной моторики; для коррекции отдельных сторон психической деятельности; развития зрительной памяти и внимания; формирования обобщенных представлений и ориентации; развития представлений о времени; развития слухового внимания и памяти; развития фонетико-фонематических представлений, формирования звукового анализа; для развития основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации; умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развития комбинаторных способностей; для развития различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления; для коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; для развития речи; для расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Таким образом, для детей с ОВЗ созданы благоприятные условия для осуществления максимальной индивидуализации и вариативности процесса обучения, а также щадящие условия для здоровья и состояния нервно-психической сферы детей с ОВЗ.

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Территория детского сада № 115 имеет асфальтовое покрытие в пешеходных зонах, а также грунтовое и травяное покрытие в зонах прогулочных участков, спортивной площадки и футбольного поля, ограждена новым забором высотой 1,5 метра. При входе в здание детского сада установлена тактильная схема, отображающая информацию о наименовании и адресе учреждения, графике работы, выполненная рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне в соответствии с действующими требованиями п. 3.1.40, п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ Р 51671-2022 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности". На первом и втором этажах размещены схемы передвижения, выполненные рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля. На внутренних дверных проемах первого и второго этажей установлены предупреждающие тактильно-контрастные указатели.
X закрыть
X закрыть

X закрыть
X закрыть


Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения, иных приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Информация о специальных условиях питания

Детский сад № 115 обеспечивает детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 4-х разовым сбалансированным питанием, необходимым для их нормального роста и развития в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. Питание осуществляется в соответствии с перспективным 20-дневным планом-меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованным и утвержденным Роспотребнадзором, на основании которого составляется рабочее ежедневное меню.

Круглогодично проводится искусственная С-витаминизация готовых блюд. Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара. Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже в здании детского сада, имеет отдельный выход и полностью оснащено оборудованием в соответствии с нормативными требованиями.

Информация о специальных условиях охраны здоровья

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в учреждении созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

В детском саду оборудован медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, смотровой кабинет, изолятор, туалет. Медкабинет оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В учреждении имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности и заключен договор с ГУЗ ЯО ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕЙ о безвозмездном осуществлении медицинской деятельности.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;
• контроль качества питания.

С целью охраны и укрепления здоровья детей в детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Педагогические работники и старшая медсестра обучены приемам оказания первой помощи.

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается внутриобъетовым и пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, системой оповещения при чрезвычайных ситуациях, системой АПС и прямой связью с пожарной охраной. Охрана учреждения осуществляется в рабочие дни в дневное время охранниками ЧООП, в ночное время и выходные, нерабочие праздничные дни сторожами.

X закрыть
X закрыть
X закрыть

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Официальный сайт детского сада имеет версию для слабовидящих людей.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы в доступе для административного и педагогического персонала детского сада.

Для родителей (законных представителей) воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагоги нашего учреждения предлагают перечень интернет ресурсов для организации различных видов деятельности в домашних условиях.

Детские безопасные сайты

1. Детские электронные презентации и клипы

2. Дошкольник - сайт для всей семьи

3. Страна мастеров - творчество для детей и взрослых

4. Лукошко сказок

5. Сказочная библиотека хобобо - крупнейший в русскоязычном Интернете проект, где можно найти сказки всех народов мира, посмотреть мультфильмы и диафильмы, послушать аудиосказки, узнать о мифах и легендах древнего мира. Кроме этого, здесь вы найдете богатую коллекцию детских сказок, написанных всемирно известными писателями, такими как Ш.Перро, А.Линдгрен, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и других авторов.

6. Детские уроки - на сайте можно найти методики развития, обучающие занятия, развивающие игры, идеи для детского творчества и рукоделия.

7. Радость моя - детский семейный образовательный телеканал предлагает зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы собственного производства. На этом канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное.

8. Лель - стихи и песни для детей, посвященные различным праздникам, животным, временам года.

9. Сказочная страна - коллекция сказок народов мира.

10. В гостях у Василисы - Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски и прочие.

11. «Детсад» - На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детскую литературу», «Аудиосказки» и мн. др.

12. «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям, и детям.

13. Раскраски - Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка

14. "Оригами - Мир своими руками" - Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

15. ОБУЧАЛКИ - «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры...

16. Детский портал «СОЛНЫШКО»

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Детский сад оснащен современной техникой, которая активно используется в ходе образовательной деятельности: микшерный пульт, микрофоны, аудиовоспризводящая аппаратура, экраны, проекторы, интерактивная доска персональные компьютеры.
X закрыть
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ применяются мультимедийные средства обучения для повышения уровня восприятия учебной информации.

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
– отсутствует

Информационно-образовательные ресурсы:

- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации

- Федеральный портал "Российское образование"

- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Дополнительные интернет-ресурсы:

- Организация Объединенных наций

- Электронная библиотека

- Электронная педагогическая библиотека

- Научные, учебные и методические издания

- Издательский дом «Первое сентября»

- Сообщество взаимопомощи педагогов

- Портал детской безопасности



    Яндекс.Метрика
НА ГЛАВНУЮНАВЕРХ